Наглядное представление процессов изменения величин (7 класс)

На графике изображают две координатные оси под прямым углом друг к другу. Эти оси являются шкалами, на которых откладывают представляемые значения. Одна величина является зависимой от другой — независимой. Значения независимой величины обычно откладывают на горизонтальной оси (оси Х, или оси абсцисс), а зависимой величины — на вертикальной (оси У, или оси ординат). При изменении независимой величины меняется зависимая величина. Например, температура воздуха (зависимая величина) может изменяться во времени (независимая величина). Таким образом, график показывает, что происходит с У при изменении Х. На графике значения изображаются в виде кривых, точек или и того, и другого одновременно.

График позволяет отслеживать динамику изменения данных. Например, по данным, содержащимся во 2-й графе, можно построить график изменения температуры в течение рассматриваемого месяца. По графику можно мгновенно установить самый теплый день месяца, самый холодный день месяца, быстро подсчитать количество дней, когда температура воздуха превышала двадцатиградусный рубеж или была в районе + 15 °С. Также можно указать периоды, когда температура воздуха была достаточно стабильна или, наоборот, претерпевала значительные колебания.

Аналогичную информацию обеспечивают графики изменения влажности воздуха и атмосферного давления, построенные на основании 3-й и 4-й граф таблицы.

Коротко о главном:

  • Выбор того или иного вида информационной модели зависит от цели, ради которой мы эту модель создаем.
  • Диаграмма — графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений. Используется множество разнообразных типов диаграмм.
  • График — линия, дающая наглядное представление о характере зависимости какой-либо величины (например, пути) от другой (например, времени). График позволяет отслеживать динамику изменения данных.

Вопросы и задания:

  1. По графикам движения, приведенным на чертеже, определите скорость движения каждого объекта и запишите формулу, выражающую зависимость пройденного расстояния от времени движения объекта.Какие объекты могут иметь определенную вами по графику скорость?
    V=S/t
    a) V=100/0,5=200 км/ч (гоночный автомобиль);
    b) V=100/1=100 км/ч (автомобиль);
    c) V=100/4=25 км/ч (скутер);
    d) V=100/6≈17 км/ч (велосипед);
    e) V=30/6=5 км/ч (человек);
  2. На рисунке изображен график движения семиклассника Миши Голубева по дороге в школу. Определите по графику:
    • время выхода из дома;
    • скорость на всех участках пути;
    • продолжительность и время остановок;
    • время прибытия в школу.

    Чем, по вашему мнению, могут быть вызваны остановка и увеличение скорости движения ученика?

    - выход из дома: 8.00
    — скорости: 8.00-8.05 — 2 км/ч; 8.05-8.10 — 4 км/ч; 8.10-8.12 — 0 км/ч; 8.12-8.13 — 5 км/ч; 8.13-8.20 — 2 км/ч
    — остановки: 8.10-8.12, 2 минуты
    — прибытие в школу: 8.20

  3. Пользуясь графиком изменения работоспособности, найдите истинные высказывания:
    • подъем работоспособности начинается в 8 ч;
    • утомление длится с 12 до 14 ч;
    • вечером работоспособность выше, чем утром;
    • наибольшая работоспособность с 10 до 12 часов утра;
    • работоспособность резко падает в 21 ч;
    • в 19 часов работоспособность низкая;
    • наивысшая работоспособность в 17 часов;
    • днем самая низкая работоспособность в 15 ч;
    • в день у человека два периода наивысшей работоспособности: с 8 утра и до 13 ч 30 мин, а также с 16 ч и до 20 ч;
    • начинать уроки надо в 7 утра;
    • выполнять домашнее задание лучше всего с 15 ч до 17 ч.

  4. В таблице приведено расписание уроков на один учебный день для учеников 7 класса.
    Соответствует ли это расписание состоянию работоспособности школьников? Как его можно улучшить с учетом изменения работоспособности школьников (график из предыдущего задания)? Предложите свой вариант.

Содержание